вторник, 19 февраля 2013 г.

История создания Второй симфонии «ISLA DE LAS MUJERES» - «Остров женщин»



Вторая симфония
«ISLA DE LAS MUJERES» - «Остров женщин»
Возникновение идеи Второй симфонии было неожиданным. Однажды я прочла в журнале "Знамя" поэму Расула Гамзатова " ISLA DE LAS MUJERES", что в переводе с испанского - "Остров женщин". Она сразу поразила меня вселенской значимостью идеи. Легенда о давних событиях на маленьком мексиканском острове перекликалась с современностью. Это была вечная идея борьбы добра и зла, счастья и горя... Я прочла еще раз, фантазия моя разыгралась. Я почти зримо видела те события, у меня в жилах кровь стыла от той ужасной трагедии. И первый замысел был - оратория. Прекрасные стихи Гамзатова должны были лечь в основу хоров и сольных эпизодов. Я стала работать над музыкальной драматургией оратории, отметила, какие эпизоды должны быть сольными, какие - хоровыми или чисто симфоническими. Обдумывала долго. В нашем деле нельзя торопиться. И неожиданно пришла мысль; оратория - жанр "громоздкий" и, кроме того, к этому времени у меня уже созрела мысль об оратории на стихи Пушкина - Абая по "Евгению Онегину". "Вот, - воскликнула я в тиши своего кабинета, - вот идея этой поэмы и ляжет в основу новой симфонии!..". Более тонко и многообразно, чем симфонический оркестр, ничто не способно выразить все трагедии, все катаклизмы в природе и в человеческой жизни. 
Радость переполняла грудь - нашла то, о чем уже постоянно думала эти годы. Не просто Вторая симфония, а музыка страстей и чувств, возникших внезапно и неудержимо. Сразу стала думать вот о чем. Коли идея симфонии дала толчок созданию вокально-симфонической музыки, значит, человеческий голос нужен - я всегда верю первым импульсам души. И вместе с этой мыслью - параллельная идея. Я стремлюсь в своем творчестве не повторяться. В симфонии "Жигер" много оригинального: национальный материал из "первых рук", необычность симфонического цикла, введение органа, ставшего живой плотью кюевой музыки и т.д. В новой симфонии тоже хотелось найти оригинальное решение сильной вселенской идеи. И решение пришло! Женский голос как выражение сути жизни, ее основы, ее красоты... Поющая и танцующая женщина - символ расцвета жизни. Женщина, в громком плаче и стенаниях оплакивающая гибель любимого - символ бесконечного горя. Женщина, тихо и ласково поющая у колыбели ребенка - символ вечного круговорота жизни, ее неостановимости... Так в симфонию был введен человеческий голос - соло сопрано. Именно соло, без оркестра, как музыкальное средство, равного которому по силе воздействия нет в природе. И вторая художественная задача, поставленная себе: каков будет оркестр? Он должен отличаться от Первой симфонии. К концу века музыкальное творчество обновилось многими приемами и средствами. Очень дифференцировалась струнная группа, технически обогатилось дерево, медь стала многообразнее, и насыщеннее стала ее драматургическая значимость. И, конечно, стала многообразнее по количеству и приемам группа ударных инструментов, возросла их роль. Теперь даже пишут симфонии для духового оркестра, симфонии для ударных инструментов. Не учитывать всех этих достижений было невозможно. И, может быть, самая главная идея - это разработка оригинального, нецитированного национального материала на новом витке творческого мышления. Иначе, зачем снова писать симфонию?!.
Все эти соображения были у меня в голове в конце 1982г. Вообще, 1981-83 гг были в моей жизни осененными творческой радостью. 1981 г - звание народного артиста СССР. Из женщин-композиторов я стала первой, удостоенной самого высшего в нашем государстве звания. Я не считаю, что почетные звания вообще нужны, имя само должно за себя говорить (как это принято во всем мире), но как признание заслуг перед народом - наверное, приятно. 13.07.81 г -премьера моей оперы "Двадцать восемь" в Ленинграде (во время гастролей нашего театра). 29.11.82г - премьера этой оперы в Москве, в театре имени Станиславского и Немеровича-Данченко. Это -первая постановка казахской оперы в Москве. 17.05.83г - премьера оратории "Письмо Татьяны" в Алма-Ате. 24.05.83г - премьера Второй симфонии "ISLA DE LAS MUJERES ". Такое счастливое творческое состояние - дар судьбы. Может быть, за верность своему главному делу на земле... Такой творческий подъем, когда словно летишь высоко на крыльях, испытываешь не всегда... Есть какие-то высшие законы природы, когда ты ощущаешь себя избранником фортуны и творишь легко, свободно, обузданный страстным желанием скорее записать мысли и чувства, переполнявшие душу и сердце... Наверное, поэтому эта симфония была написана за время чуть больше месяца, т. е. апрель и 10 дней мая 1983г, а 24 апреля была уже ее премьера. Успех был потрясающий (хотя автору не скромно об этом говорить). Много вызывали на поклон. Прекрасную интерпретацию представили Тимур Мынбаев и его оркестр. Помню, тогда был очередной съезд композиторов, и моя симфония стала кульминацией концертных программ. Поздравляли все - и старые, и "средние", и молодые. Особенно молодые. Помню восторженный голос Тлеса Кажгалиева: "Вы дали 100 очков вперед нам, молодым!"... Я не помню, как дошла до дома. Я не чувствовала ног, наверное, "летела"... И ради этих мгновений "полета в космос" я мало сплю и не знаю воскресений - я одержимо работаю в любых жизненных обстоятельствах. Наверное, я "рождена летать"...

Жубанова Г.А. Мир мой - Музыка (статьи, очерки,воспоминания) 
К 80-летию композитора /Сост. и ред. Д.А. Мамбетова -Алматы,"Білім", 2008.-336-стр.(С.180-182)





Комментариев нет:

Отправить комментарий