понедельник, 18 февраля 2013 г.

Муза поэта. Стихи о жене

 Моя мама Патимат Саидовна не была поэтом, как Гумилёв, она была женой поэта Расула Гамзатова, и всю свою, кажется, такую быструю жизнь посвятила не только ему, но и любимому делу. 

Салихат Газматова, 
директор Дагестанского музея изобразительных искусств


ПАТИМАТ ГАМЗАТОВА. 
А.И. Марковская
Холст, масло. 1982. Дагестанский музей изобразительных искусств 
имени П.С. Гамзатовой.


ПАТИМАТ

     Три звездочки вверху горят -
     Я начал о тебе стихи.
     Три звездочки стоят подряд -
     Я кончил о тебе стихи.
     Так я писал все десять лет,
     Так я пишу сто первый стих,
     У тех стихов названий нет,
     Но если озаглавить их -
     В трех звездочках заключено
     Для всех название одно:
     Три слова скрыты в них от глаз,
     И смысл их стар и вечно нов,
     Их произносят в жизни раз,
     И нет труднее этих слов.
     Три звездочки - они итог
     Моих в огне кипевших лет,
     Три звездочки - они исток
     Моих и радостей и бед.
     Как ветки собраны вокруг
     Большого сильного ствола,
     Так возле этих слов, мой друг,
     Мои и мысли и дела.
     Мои бессонные мечты,
     Мои заветнейшие сны,
     Как это твердо знаешь ты,
     В трех звездочках заключены...
     Три звездочки вверху горят,
     «Тебя люблю я», - говорят.


Его жена и верная спутница Патимат Гамзатова – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал её строгим судьёй, она как бы часть того большого, что зовётся Гамзатовым, продолжение этого большого, его значительная ветвь. Ей посвящал благодарный поэт свои трогательные стихи.
 Патимат, жена его

Знакомя со своей женой, он, воздавая ей должное и, как понял, немного подлизываясь, явно замаливая некое прогрешение, воскликнул: «Я давно доктор патиматических наук!»
Она внимала ему кротко. Но мне приходилось быть свидетелем, когда этот кроткий взгляд - правда, упрямо долгопротяженный - укрощал самые взрывные порывы супруга.
Или такой знак внимания жене - самоироничный, но характерный. О нем я узнал, когда сама Патимат прочитала вслух: Рожденное в бессонице ночей/ Творение мое нерукотворное/ Прими скорее, свет моих очей,/ Когда тебе… прописано снотворное.
Гамзатов с некоей гордостью рассказал, что имя первой жены Шамиля - Патимат.
(Осипов В. Расул Гамзатов: наброски к портрету. Из воспоминаний издателя //Дружба народов.-2009.-№1)



Комментариев нет:

Отправить комментарий